Обучение и воспитание субъектов ОРД


Обучение и воспитание субъектов ОРД
Единый психолого-педагогический процесс, направленный на формирование и коррекцию их личностных характеристик в целях совершенствования оперативно-розыскной деятельности. Целью обучения и воспитания субъектов ОРД является формирование развитой личности, обладающей знаниями, умениями и навыками, творческим мышлением, способного адекватно оценивать и эмоционально воспринимать оперативно-розыскную деятельность. Развиваются и корректируются мотивационная, эмоционально-волевая и когнитивная сферы субъектов ОРД, их мировоззрение, идеалы, нравственные характеристики и т.д.

Обучение и воспитание субъектов ОРД специфичны по содержанию и их особенности обусловливаются закрытым фактором деятельности, конфиденциальностью взаимоотношений субъектов, ограничением средств и методов обучения, а также пространственными и временными ограничениями.В обучении и воспитании субъектов ОРД как психолого-педагогическом процессе выделяются шесть этапов: 1) формирование мотивов к учению; 2) постановка перед субъектами и осознание ими оперативно-розыскных задач, ситуаций, вопросов; 3) организация познавательной деятельности субъектов, восприятия и оценки ими нового материала; 4) завершение познания и закрепление знаний; 5) применение знаний, умений и навыков в ОРД; проверка и контроль результатов деятельности обучаемых субъектов, развитие способностей к самопроверке и самоконтролю.

Выделяются следующие принципы обучения субъектов ОРД: научности и посильной трудности; сознательности и творческой активности; наглядности обучения, развития практического мышления; систематичности; системности; связи обучения с жизнью, оперативно-розыскной деятельностью; прочности результатов обучения и развития познавательного потенциала; перехода от обучения к самообразованию; положительного эмоционального фона обучения; учета индивидуальных особенностей субъектов. К принципам воспитания субъектов ОРД можно отнести: соблюдение законности, конспирации; уважение прав и свобод субъектов при организации воспитательного процесса; индивидуальный (дифференцированный) подход к воспитанию; опора на положительные психологические характеристики субъектов; адекватное сочетание стилей и стратегий общения субъектов ОРД; целостность психолого-педагогического процесса. Принципы реализуются с помощью специальных методов. В ОРД наибольшее распространение получили четыре метода обучения: информационно-рецептивный; репродуктивный; проблемного изложения и частично-поисковый. Они направлены также и на воспитание субъектов ОРД, развитие их мотивации (познавательных и социальных мотивов), моральных и волевых свойств и качеств, гибкости практического мышления, творческого потенциала, эмоциональной сферы и отличаются друг от друга содержанием познавательной активности субъектов, на которую они ориентированы.

 (О.Г. Ковалев)                                                                  


Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. . 2003.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.